????????????????????????????????????

Удивительная экскурсия: фотолетопись истории Петербурга и всей России

21 марта жители МО Черная речка побывали в удивительном месте – Фонде исторической фотографии имени Карла Буллы – частном музее, посвященном жизни и деятельности человека, которого по праву называют «отцом российского фоторепортажа». Он всегда оказывался «на передовой» – там, где кипела жизнь. Фактически все исторические события сопровождались его снимками.

Этот человек Карл Булла – основатель целой династии фотографов, к сожалению, пресекшейся в XX столетии в силу известных драматических исторических изломов.

Свое первое фотоателье он открыл в 1875 году. В 1886 году получил разрешение фотографировать на улицах – до этого съемка велась только в салонах, однако с развитием техники фотоаппараты становятся переносными, что открывало безграничные по тем временам возможности.

Карл Булла из той породы людей, о которых впоследствии стали говорить: «он сделал себя сам».

Родился в Германии в семье купца. Примерно в 10-12-летнем возрасте Карл приехал в Санкт-Петербург, где устроился на работу посыльным в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей. Фотография увлекла, поглотила без остатка. Способного мальчишку вскоре перевели в ученики, а затем и в лаборанты. Карл принялся изучать основы изготовления фотопластинок, стал экспериментировать и достиг значительных успехов. Открыв свой первый фотосалон, он через год принял гражданство России. Молодой фотограф сразу показал себя великолепным портретистом, его павильон на Садовой улице быстро приобрел большую популярность у

столичной публики. Позже его снимки стали публиковаться на страницах самых известных российских и зарубежных газет и журналов. Его первая фотография в самом популярном иллюстрированном журнале «Нива» появляется в 1897 году, в дальнейшем он станет постоянным автором этого и многих других изданий.

Легкий в общении, Карл Булла с первых минут завоевывал дружбу незнакомых людей, и фотографии в его салоне всегда получались живыми, герои – естественными, что было удивительно при технике съемки того времени. По воспоминаниям очевидцев, Булла просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!»

С 1886 года он стал активно заниматься тем, что сейчас мы называем фоторепортажем. Снимал почти все события, которые происходили в городе: пожары, наводнения, повседневную жизнь, работу булочников, снимал толовые для бедноты, жизнь городских низов и окраин, светские балы, полеты воздушных шаров, дирижаблей и аэропланов. Этого «невысокого бойкого человека в котелке… с огромным, размером с большую шарманку, фотоаппаратом, надетым на шею» можно было почти каждый день видеть на улицах Петербурга.

К Карлу Булле пришла настоящая известность. В 1904 году он получает разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии» и свидетельство, позволяющее «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа».

Он присутствовал на всех значимых событиях в России. Был официальным фотографом празднеств по поводу 200-летия Санкт-Петербурга. В 1903 году снимал спуск на воду крейсера «Аврора», церемонию, посвященную юбилею

Александра Суворова и испытания первого грузовика с бензиновым мотором. Делал он и большие фоторепортажи: к столетию первого министра путей сообщения России он проехал по Николаевской железной дороге от Петербурга до Москвы, фотографируя все вокзальные помещения.

Снимая события, Булла не забывает и портретную съемку. В 1908 году, уже в зените славы, он открывает новую, богато обставленную студию на Невском проспекте, 54 (где сегодня и располагается музей, в котором побывали наши экскурсанты). В том же году он на две недели уезжает в Красную Поляну и делает там большой фоторепортаж о жизни Льва Толстого.

В деле всей его жизни ему помогают его сыновья – Александр и Виктор, которые пойдут по стопам отца.

В 1916 году мастер окончательно передает свое фотографическое дело сыновьям и уезжает в Эстонию, на остров Сааремаа, где мирно заканчивает свои дни, снимая местный быт и обучая жителей искусству фотографии.

Сыновья Карла оставили нам уникальные кадры революционных событий 1917 года и фотографии первых десятилетий становления советской власти.

Братья Булла продолжали заниматься любимым делом. Виктор Карлович стал заведующим фотографией, находившейся по адресу бывшего семейного ателье. Он снимал политических деятелей и стал одним из создателей «фотоленинианы», работал фактически в качестве штатного фотографа Смольного.

В 1928 году состоялась выставка «Советская фотография за 10 лет», на которой Александр и Виктор Булла представили 30 фоторепортажей – больше, чем кто-либо из других участников. За свои работы они получили почетный диплом, что означало признание их профессионализма.

Однако уже в 30-е годы оба они были репрессированы. Виктор был арестован по доносу 1939 году и расстрелян, а старший Александр отправлен в ссылку на строительство Беломорканала, где и умер. У Виктора был сын, Юрий, тоже ставший фотографом. Он работал фотокорреспондентом газеты «Ленинские искры», но в 1941 году погиб на ленинградском фронте.

Карл Булла и его сыновья оставили потомкам грандиозное фотографическое наследие. В Государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга хранится около 200 тысяч стеклянных негативов Карла Буллы и его сыновей.

«Впечатления изумительные, – делится впечатлениями жительница нашего муниципального округа Ксения Михайловна Королева. – Я здесь впервые и хочу прийти с приятельницей еще раз. Это удивительно, очень необычно и нужно потратить достаточно времени для того, чтобы все хорошо изучить. Нужно не только смотреть, но и слушать».

А вот мнение другой нашей экскурсантки Оксаны Владимировны Чернышевой: «Открыла для себя этот замечательный музей. Ты словно бы общаешься с давно ушедшими людьми. Спасибо тем людям, которые все это для нас так бережно и трепетно сохранили. Очень познавательная великолепная экскурсия, интереснейшие экспонаты».

В музее собрано не только богатейшее творческое наследие Карла Буллы и его сыновей, но и интереснейший их инструментарий – фотокамеры конца XIX – начала XX века, принадлежавшая династии фотографов мебель и личные вещи.

????????????????????????????????????

????????????????????????????????????

????????????????????????????????????

????????????????????????????????????

????????????????????????????????????

????????????????????????????????????

????????????????????????????????????

????????????????????????????????????

????????????????????????????????????