В школьном лагере совхоза Красная заря

На фронте и в «тылу». Страницы военной истории Черной речки (1941-1943)

«Город-фронт» – так называли Ленинград его жители, окруженные кольцом вражеской блокады. В городе-фронте были и свои «передовые», и свои «тылы», как, например, Петроградская сторона, Аптекарский остров. Черная речка сочетала эти два качества – здесь проходили рубежи обороны, и здесь же выращивали сельскохозяйственную продукцию, спасая ленинградцев от голодной смерти.

Именно об этом мы попросили рассказать известного в Приморском районе энтузиаста краеведа, руководителя клуба «Приморский ветер» Виктора Михайловича Федорова.

— На территории Приморского района располагался совхоз «Красная заря». Его центральная усадьба была расположена в Новой Деревне.

Уже 22 июня 1941 года на территории совхозных садов заняли огневую позицию отряды артиллеристов и зенитчиков МПВО. Руководители совхоза смогли мобилизовать жителей и уже к 23 июня, за сутки, были выполнены работы по устройству оборонительных сооружений и укрытий возле каждого дома. C территории совхозного сада артиллерийская батарея нередко вела огонь по прорвавшимся в ленинградское небо вражеским самолётам.

— Фронт приближался. Как развивались дальнейшие события?

— В начале сентября 1941 года 9 вражеских самолетов, державших направление в сторону совхоза, разбомбили Новодеревенский рынок. Было убито и ранено множество людей. В тот день на центральную усадьбу совхоза «Красная заря» было сброшено 22 бомбы. Разрушены здание конторы, красный уголок, хозяйственные постройки, кузница.

Тогда дали команду рабочим и служащим с семьями немедленно укрыться в блиндажах, землянках и «щелях». Всего за время войны на территорию совхоза враг сбросил с самолётов и выпустил из дальнобойных орудий более двух сотен снарядов и бомб, не считая зажигательных.

Еще в начале июля 1941 года все мужчины совхоза были призваны в армию или ушли в ополчение. Оставшиеся женщины и подростки, работали на полях, принимали участие в строительстве оборонительных сооружений в городе и окрестностях.

— В народное ополчение уходили и другие жители Приморского района и Черной речки?

— Да. Как свидетельствуют документы, в сформированную с 30 июня по 15 июля 1941 года 3-ю Фрунзенскую дивизию народного ополчения вошли уже скомплектованные 2-й Приморский и 3-й Выборгский стрелковые полки. 2-й Приморский стрелковый полк формировался из населения Старой и Новой Деревень, а также жителей той части Петроградской стороны, которая в 1941 году входила в состав Приморского района. Это были рабочие Судоремонтного завода, Стародеревенского мебельного комбината, как я уже говорил, совхоза «Красная заря», прочих предприятий. В 3-й Выборгский полк вошли рабочие заводов, проживавшие в Старой и Новой Деревнях. Эти заводы были расположены по берегам Чёрной речки и Большой Невки, в том числе завод «Красный дизель». Основному костяку этой дивизии довелось вести бои в Карелии. Сражались приморцы и на Лужском оборонительном рубеже.

В нашем районе в народное ополчение записалось 1146 комсомольцев, из них 130 девушек. Всего за шесть месяцев 1941 года ушло на фронт 5000 человек (в том числе 73 человека – в истребительные, 61 – в партизанские отряды, 96 – в медико-санитарные команды).

18 августа 1941 года был сформирован противопожарный полк, в котором на 1614 человек приходилось 50 кадровых командиров. Этим полком было потушено 5000 зажигательных бомб, ликвидировано 430 больших пожаров.

— Сражались не только люди, но и техника…

-Интересный факт: в обороне приморских рубежей Ленинграда были задействованы бронепоезда. По ночам жители Старой и Новой Деревень слышали, как, постукивая на стыках рельсов, шел на север бронепоезд. Его дальнобойные орудия стреляли по немцам на южном берегу залива, причём огонь эта передвижная батарея (которую к тому же маскировали) открывала из разных мест. Прятали бронепоезд от вражеской авиации в Лахте. От главной железнодорожной колеи была проложена отводная ветка в лесок. Для замаскированных бронепоездов существовали и несколько запасных веток железной дороги в районе посёлка Лахта и Новой Деревни.

— Ленинградцы пережили самую страшную блокадную зиму. Какой была весна 1942 года для Приморского района и Черной речки?

— Одним из символов того, что город живет, стал блокадный трамвай. 15 апреля 1942 года был запущен трамвай № 3 от Благодатного переулка и далее по территории Приморского района – по Кировскому проспекту, Каменноостровскому мосту, Каменному острову, Строгановскому мосту, Новодеревенской набережной с кольцом в Новой Деревне.

Еще в первые месяцы войны все местные хозяйства перешли на выращивание картофеля и других овощей. К весне 1942 года было создано 650 подсобных хозяйств с размером участков не более 50 га. В дни субботников на уборке урожая в ближайших совхозах, садах и парках работало более 1000 человек.

На территории современного Приморского района находились поля совхоза «Ланское». В 1942 году в хозяйстве не было ни одного трактора, недоставало лошадей, многие работы выполнялись вручную. Удобрения возили на детских санках. И все же доставили на поля около двух тысяч тонн. Несмотря ни на что, в 1943 году в совхозе смогли собрать 140 центнеров картофеля, 270 центнеров капусты и 190 центнеров моркови с каждого гектара.

Летом 1942 и 1943 года успешно работал школьный сельскохозяйственный лагерь, объединивший 176 учеников 47-й, 48-й, 65-й школ. Под жильё им приспособили пустовавшее здание 63-й школы на Школьной улице. Бригадам под спальни отвели классы. Вылетевшие при бомбёжках стёкла были заменены фанерой. Водопровод и канализация в лагере не действовали. Освещения не было, не считая аварийного запаса свечей и «летучих мышей».

В таких условиях дети, наравне с взрослыми тружениками тыла, вносили свою лепту в обеспечение продовольствием Ленинграда.

Выражаем благодарность В.М. Федорову за предоставленные фото

В школьном лагере совхоза Красная заря Проводы ополченцев Разборка деревянных зданий на топливо. 1942 год.