525e359de7f747ad7f45fd3346a3d977

О героях былых времен…

В преддверии 75-летия Победы мы знакомим вас с летчиками-героями, которые защищали наш город во время Великой Отечественной войны.

Дмитрий Оскаленко

Герой Советского Союза, летчик-истребитель Дмитрий Ефимович Оскаленко прошел славный путь от рядового пилота до мастера воздушных схваток. Он родился 7 ноября 1920 года в деревне Следюки, ныне Быховского района Могилёвской области, в семье крестьянина. После окончания Ленинградского военного авиационно – технического училища он участвовал в Советско — Финляндской войне 1939 — 1940 годов.

О героях былых времен…, изображение №1

С июня 1941 года лейтенант Дмитрий Оскаленко служил в действующей армии, летал на И-16 и одним из первых овладел техникой ночных полётов. К июню 1942 года он, уже будучи командиром звена 26-го истребительного авиационного полка, совершил 197 боевых вылетов, в 23 воздушных боях ему удалось уничтожить 11 самолётов противника. Каждый его бой был построен на точном расчёте. Он трезво оценивал свои силы и силы противника, внимательно изучал тактику и приёмы немцев.

«Первым нападай на врагов, сколько бы их ни было! Смело выигрывай каждую секунду в бою, и победа будет твоя!» – такова боевая заповедь бесстрашного лётчика Оскаленко. Он при любых обстоятельствах выручал товарищей, всегда был хорошим другом на земле, а ещё более верным – в воздухе. Однажды молодого лётчика Гончарова начали преследовать 4 «Мессершмитта», Дмитрий Ефимович со всей яростью устремился на ведущего фашиста, уничтожил его и выручил товарища. Многих молодых пилотов капитан Оскаленко обучил высокому лётному мастерству, многим из них не раз спасал жизнь.

26 сентября 1942 года Дмитрий Оскаленко погиб при выполнении боевого задания в окрестностях Ленинграда. Его похоронили в братской могиле в посёлке Дубровка Всеволожского района Ленинградской области.

О героях былых времен…, изображение №2

Один из его боевых товарищей, Герой Советского Союза Иван Павлович Неуструев впоследствии вспоминал: «В нашей дружной боевой семье лётчиков, защищавших Ленинград, было много людей большой отваги и мужества. Один из них – Герой Советского Союза Дмитрий Ефимович Оскаленко. Он одним из первых на Ленинградском фронте освоил полёты в ночных условиях. В кромешной тьме, обходя огонь вражеских зениток, он и его товарищи наносили удары по вражеским аэродромам и пехоте».

14 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Дмитрий Ефимович был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, а также награждён орденами Ленина , Красного Знамени, Красной Звезды. Его именем назвали улицу в Приморском районе Санкт -Петербурга, а также в городе Быхов, в посёлке Дубровка и селе Следюки.

О героях былых времен…, изображение №3

Петр Покрышев

Пётр Афанасьевич Покрышев всю войну защищал небо Ленинграда. Он родился 24 августа 1914 года в селе Голая Пристань Херсонской губернии.. С 14 лет с увлечением занимался в планерном кружке, с 16 – ходил в местный аэроклуб. А в марте 1934 года заводской паренёк по путёвке комсомола уехал в Одесскую военную авиационную школу пилотов. Окончив её в 1935 году, служил в частях Ленинградского военного округа. Во время Советско — Финляндской войны совершил несколько десятков боевых вылетов.

О героях былых времен…, изображение №4

На фронтах Великой Отечественной войны Петр Афанасьевич сражался с июня 1941 года. Первый самолёт на этой войне он сбил 29 июня 1941 года. Командир эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка, капитан Петр Покрышев к июлю 1942 года совершил 211 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил около самолётов противника. Он летал на разных типах самолётов «И-16», «Curtiss P-40» «Ла-5», «Як-9» и др. В каждом сражении Покрышев отличался храбростью и отвагой.

В 1942 году на смену самолётам в полк прибыли новые самолеты «P-40E» («Kittihawk»). Одна из машин, с бортовым номером «50», досталась и Петру Афанасьевичу. 24-го и 25-го апреля 1942 года люфтваффе предприняли массированные налёты бомбардировщиков и истребителей прикрытия на гавани Кронштадта. Им противостояли пилоты 154-го авиаполка. В напряжённых воздушных боях за эти дни было сбито и повреждено 35 немецких самолётов. Это поражение заставило немецкое командование отказаться от дальнейших налётов на Кронштадт.

Петр Афанасьевич постоянно экспериментировал, искал возможности повышения эффективности боевого применения истребителей, в частности «пары». Главный маршал авиации Александр Новиков, бывший в первые месяцы войны Командующим ВВС Ленинградского фронта, рассказывая о рождении нового боевого порядка истребителей, вспоминал: «Первыми систематически применять боевой порядок «пары» стали Пётр Покрышев и Андрей Чирков. Покрышев довёл эти элементы до совершенства, он был одним из первых, кто ратовал за широкое применение единой системы наведения и оповещения истребителей по радио».

Авиаконструктор А.С. Яковлев беседует с Героем Советского Союза П.А.Покрышевым у истребителя «Як-9»

              Авиаконструктор А.С. Яковлев беседует с Героем Советского Союза П.А.Покрышевым у истребителя «Як-9»

Выходя на бой, Петр Афанасьевич каждый раз рисковал жизнью, но всегда верил в свою победу:«Я знаю небо и знаю свой самолёт. На моём боевом поле я никогда не дам противнику обмануть себя. Меня ничто не испугает и не выведет из себя. Это привычка. Если следишь за собой и противником –победа обеспечена. Если прозевал, если хоть чуточку ослабил внимание, сразу же врывается случайность. А когда всё измеряется мгновениями, долями секунды, то можешь это мгновение прозевать, и оно станет роковым. Вот и все мои секреты».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года, за мужество и героизм, проявленные на фронте во время борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Петру Афанасьевичу присвоили звание Героя Советского Союза, вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

За годы войны врагам ни разу не удалось сбить выдающегося советского летчика-аса. Но в конце августа 1943 года во время тренировок Покрышев попал в авиационную катастрофу и получил тяжёлые травмы, после чего его навсегда отстранили от полетов. Однако Петр Афанасьевич вернулся на должность командира полка и успешно руководил его боевыми действиями в 1944 и 1945 годах. К ноябрю 1944 года полк под его командованием уничтожил 207 немецких самолётов. Позднее он получил почётное наименование «Таллинский» и был награждён орденом Красного Знамени.

Дважды Герой Советского Союза Петр Афанасьевич Покрышев

                                                              Дважды Герой Советского Союза Петр Афанасьевич Покрышев

Петр Афанасьевич Покрышев трагически погиб 22 августа 1967 года. Его похоронили в Голой Пристани в Украине. Спустя годы, его именем была названа улица в Приморском районе Санкт-Петербурга.

Александр Савушкин

О воздушных победах этого отважного пилота ходили легенды. Александр Савушкин родился 5 февраля 1918 года в деревне Пышлицы в Шатурском районе Московской области в крестьянской семье. Он окончил 7 классов школы, Шатурторфскую школу ФЗУ и аэроклуб. С 1938 года Александр Петрович служил в рядах Красной Армии, пройдя обучение в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов.

О героях былых времен…, изображение №7

С июня 1941 года Александр Петрович служил на фронтах Великой Отечественной войны в должности заместителя командира эскадрильи 44-го ИАП, а позднее стал штурманом 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии. Всего он выполнил 373 боевых вылета, провёл 79 воздушных боёв, в которых сбил лично 8 и в составе группы 6 самолётов противника. В воздушном бою он никогда не отступал, действовал очень быстро,всегда шел до конца. Атаки бесстрашного лётчика-истребителя Савушкина отличались высоким искусством. «В бою Савушкин вычерчивал кривые постремительнее тех, которыми мы когда-то восхищались на футбольном поле…», – говорили его сослуживцы. Неслучайно товарищи называли его «гением неба». За время участия в боевых действиях Савушкин был трижды ранен, но каждый раз досрочно возвращался в свою часть.

О героях былых времен…, изображение №8

17 мая 1943 года Александр Савушкин погиб в авиационной катастрофе, вылетев на транспортном Ли-2 в тыл для получения новых самолётов. Аэродром, с которого пришлось взлетать, подвергся артиллерийскому обстрелу, и по этой причине Ли-2 был недостаточно хорошо подготовлен к полёту, что и послужило причиной трагедии.

Указом Президиума Верховного совета СССР 2 сентября 1943 года гвардии майору Александру Петровичу Савушкину посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Александра Петровича был также награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды. Его похоронили в Ленинграде на воинском кладбище Сосновского лесопарка. Впоследствии в честь Александра Савушкина была названа улица в Приморском районе Санкт-Петербурга и в городе Шатура Московской области.

В мае 2005 года в сквере на улице Савушкина трем летчикам-героем была установлена гранитная стела как напоминание об их подвигах.

Памятный знак летчикам - Героям Советского Союза
                                                                Памятный знак летчикам — Героям Советского Союза