Пётр Афанасьевич Покрышев всю войну защищал небо Ленинграда. Он родился 24 августа 1914 года в селе Голая Пристань Херсонской губернии.. С 14 лет с увлечением занимался в планерном кружке, с 16 – ходил в местный аэроклуб. А в марте 1934 года заводской паренёк по путёвке комсомола уехал в Одесскую военную авиационную школу пилотов. Окончив её в 1935 году, служил в частях Ленинградского военного округа. Во время Советско — Финляндской войны совершил несколько десятков боевых вылетов.
На фронтах Великой Отечественной войны Петр Афанасьевич сражался с июня 1941 года. Первый самолёт на этой войне он сбил 29 июня 1941 года. Командир эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка, капитан Петр Покрышев к июлю 1942 года совершил 211 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил около самолётов противника. Он летал на разных типах самолётов «И-16», «Curtiss P-40» «Ла-5», «Як-9» и др. В каждом сражении Покрышев отличался храбростью и отвагой.
В 1942 году на смену самолётам в полк прибыли новые самолеты «P-40E» («Kittihawk»). Одна из машин, с бортовым номером «50», досталась и Петру Афанасьевичу. 24-го и 25-го апреля 1942 года люфтваффе предприняли массированные налёты бомбардировщиков и истребителей прикрытия на гавани Кронштадта. Им противостояли пилоты 154-го авиаполка. В напряжённых воздушных боях за эти дни было сбито и повреждено 35 немецких самолётов. Это поражение заставило немецкое командование отказаться от дальнейших налётов на Кронштадт.
Петр Афанасьевич постоянно экспериментировал, искал возможности повышения эффективности боевого применения истребителей, в частности «пары». Главный маршал авиации Александр Новиков, бывший в первые месяцы войны Командующим ВВС Ленинградского фронта, рассказывая о рождении нового боевого порядка истребителей, вспоминал: «Первыми систематически применять боевой порядок «пары» стали Пётр Покрышев и Андрей Чирков. Покрышев довёл эти элементы до совершенства, он был одним из первых, кто ратовал за широкое применение единой системы наведения и оповещения истребителей по радио».
Выходя на бой, Петр Афанасьевич каждый раз рисковал жизнью, но всегда верил в свою победу:«Я знаю небо и знаю свой самолёт. На моём боевом поле я никогда не дам противнику обмануть себя. Меня ничто не испугает и не выведет из себя. Это привычка. Если следишь за собой и противником –победа обеспечена. Если прозевал, если хоть чуточку ослабил внимание, сразу же врывается случайность. А когда всё измеряется мгновениями, долями секунды, то можешь это мгновение прозевать, и оно станет роковым. Вот и все мои секреты».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года, за мужество и героизм, проявленные на фронте во время борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Петру Афанасьевичу присвоили звание Героя Советского Союза, вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
За годы войны врагам ни разу не удалось сбить выдающегося советского летчика-аса. Но в конце августа 1943 года во время тренировок Покрышев попал в авиационную катастрофу и получил тяжёлые травмы, после чего его навсегда отстранили от полетов. Однако Петр Афанасьевич вернулся на должность командира полка и успешно руководил его боевыми действиями в 1944 и 1945 годах. К ноябрю 1944 года полк под его командованием уничтожил 207 немецких самолётов. Позднее он получил почётное наименование «Таллинский» и был награждён орденом Красного Знамени.
Петр Афанасьевич Покрышев трагически погиб 22 августа 1967 года. Его похоронили в Голой Пристани в Украине. Спустя годы, его именем была названа улица в Приморском районе Санкт-Петербурга.