1280px-Akademika_Krylova_Street

Из истории улиц. Улица Академика Крылова

История каждой улицы, даже совсем небольшой, хранит немало интересных фактов. Улица Академика Крылова в нашем округе не является исключением. Она соединяет Ушаковский мост через Большую Невку и Чернореченский мост через Черную речку, известна с начала XIX века, но название тогда носила другое. В середине XIX века называлась Чернореченским проспектом, по названию проходящей рядом Чёрной речке, а с 1860 года ее стали именовать Строгановской улицей — это название было связано с находившейся вблизи усадьбой графа Строганова. В XX веке, в 1952 году, улица получила своё современное наименование в честь академика Алексея Николаевича Крылова – выдающегося русского математика и механика, основоположника теории корабля, конструктора первой в России машины для интегрирования дифференциальных уравнений.

Алексей Крылов родился в 1863 году в Симбирской губернии в семье артиллерийского офицера, участника Крымской войны Николая Александровича Крылова.
С детства Алексей был очень любознательным, много читал, интересовался наукой и военным делом. В 1878 году юноша поступил в Морское училище, по окончании которого работал в компасной мастерской Гидрографического управления под руководством И. П. Колонга, где провёл своё первое научное исследование по девиации магнитных компасов. Через много лет, в 1938—1940 годах, он опубликовал несколько работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса. В 1890-е годы Алексей Крылов получил мировую известность, написав «Теорию качки корабля», которая значительно расширила теорию Уильяма Фруда. В 1896 году его избрали членом Английского общества корабельных инженеров, а чуть позже британские ученые наградили золотой медалью.

С 1900 года Алексей Николаевич сотрудничал с адмиралом Степаном Макаровым: вместе они работали над вопросом плавучести корабля. Примерно в это же время Крылов стал преподавать в Военно-морской академии. Он был прекрасным педагогом, умел сложные вещи излагать простыми словами. Одновременно, с 1917 года, ученый возглавлял Физическую лабораторию, затем Физико-математический институт Академии наук.

Именно по инициативе Алексея Крылова по проекту архитекторов А. И. Васильева и А. П. Романовского на набережной Большой Невки у Ушаковского моста в 1938-1941 годах построили новое здание Военно-морской академии в классическом стиле. Одной из наиболее выдающихся работ Крылова, которая отмечена Сталинской премией 1941 года, является теория влияния качки корабля на показания компаса. Алексей Николаевич также писал научно-популярные книги, и благодаря ему многие инженеры и техники повышали свою специальную подготовку, приобщались к высокой культуре.

Еще при жизни Алексея Крылова его именем был назван Центральный научно-исследовательский институт, занимающийся проектированием военно-морской техники, а после смерти ученого – Военно-морская академия, которая с 1938 года располагается на этой улице. Сейчас она носит имя адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова.

В Военно-морской академии есть мемориальный кабинет Крылова, где собраны уникальные экспонаты – его рукописи, фотографии, личные вещи, полностью сохранена старинная мебель. Главную ценность представляет богатейшая научно-техническая библиотека с литературой на разных языках. С 1968 года работает Музей Военно-морской академии. Экспозиция музея отражает необыкновенную историю вуза как одного из главных научных центов ВМФ России. В фондах можно увидеть уникальные модели кораблей, оружие, фотографии знаменитых флотоводцев и многое другое.

Академик Крылов