Каждый ребенок необычен по-своему, и найти подход к нему, помочь справиться с трудностями может не каждый. В детском саду № 46 компенсирующего вида работают замечательные специалисты, настоящие мастера своего дела. Мы взяли интервью у нескольких логопедов и психолога.
Ольга Юрьевна Дорошенко, учитель-логопед:
— С юности я мечтала работать с детьми, поэтому выбрала профессию педагога. Училась в ЛГПИ имени А. И. Герцена на дефектологическом факультете, на отделении логопедии — мне очень хотелось помочь ребятам преодолеть речевые трудности. Много лет я отдала работе в Приморском районе. В детском саду № 46 я уже более 20 лет.
К нам направляют детей с тяжелыми речевыми нарушениями. К каждому ребенку я стараюсь найти индивидуальный подход, в работе использую современные компьютерные программы, игры и презентации. Чтобы наладить речевые механизмы, занимаюсь с детьми пальчиковой и дыхательной гимнастикой, мнемотехникой. Главное для педагога, и для логопеда в частности, – желание полностью посвятить себя детям, искренне их любить, быть профессионалом своего дела. Каждое занятие с ребенком должно быть интересным, насыщенным и, конечно, огромную роль в этом деле играет творческий подход. Очень важно наладить контакт не только с ребенком, но и с его родителями, сделать так, чтобы они доверяли педагогу. Родители – наши главные помощники в работе с детьми.
В соавторстве с коллегой мы выпустили учебное пособие по обучению пересказу «Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры». В нем все необходимые задания даны в легкой, доступной форме, с наглядными иллюстрациями и картинками.
Елена Германовна Пучкова, учитель-логопед:
— Профессия педагога стала для меня делом жизни. Я начинала работать пионервожатой еще до поступления в университет, продолжала трудиться на этой должности и во время учебы в РГПУ им. А.И. Герцена на дефектологическом факультете.
Мне нравится помогать детям, видеть, как они с моей помощью учатся правильно и красиво говорить. Мое кредо – делать так, чтобы ребятам на занятиях было не только интересно, но и весело, чтобы от занятий они получали удовольствие. В 46-м садике работаю три года, а общий стаж – более 30 лет. На своих занятиях я обязательно применяю логопедический массаж для тренировки органов артикуляции, игровые методы, презентации, авторские разработки по лексическим темам. Хочется, чтобы наши воспитанники могли легко и непринужденно общаться, расти, развивать свои способности, чтобы вступить во взрослую жизнь уверенными в себе людьми.
Карина Викторовна Артемкова, учитель-логопед:
— С выбором будущей профессии я определилась не сразу: выбирала между психологией и логопедией. Побывав на занятиях у талантливых педагогов, решила стать логопедом и поступила в ЛГУ имени А.С. Пушкина, потом там же училась в аспирантуре.
С 2004 года работала с дошкольниками в детских садах Московского района, в больнице № 122 с маленькими пациентами после кохлеарной имплантации. Всего у меня стаж 16 лет. В своей работе обязательно использую ИКТ, мнемотехнику, су-джок терапию. Cу-джок – это шарик особой конструкции, с шипами, и специальные металлические кольца, которые при воздействии на участки тела оказывают терапевтический эффект. Кроме этого, я обязательно даю детям упражнения на мелкую моторику – они также помогают развивать речевые навыки, улучшать звукопроизношение. Результат, конечно, виден не сразу, поэтому при работе с детьми необходимо терпение, надо уметь с юмором относиться к их «сюрпризам», поддерживать во всем, быть для них другом.
Янина Вячеславовна Облова, учитель-логопед:
— Ещё совсем юной я поняла, что мне очень нравится общаться с детьми, поэтому решила связать свою жизнь с педагогикой и поступила сначала в высшее педагогическое училище № 4, а затем – в РГПУ имени А. И. Герцена на факультет коррекционной педагогики. Там я занималась сурдопедагогикой, но со временем поняла, что мое призвание именно логопедия. После завершения учебы 13 лет отработала в детском саду № 31 с детьми, у которых нарушено произношение отдельных звуков. Я всегда чувствовала от них отдачу, знала, что нужна им, что могу помочь, и это давало силы и вдохновение.
В 46-м саду работаю уже 7 лет, сейчас – в должности старшего логопеда. При работе с детьми использую традиционные и современные методы: дыхательную и пальчиковую гимнастику, сенсорные экраны, рабочие тетради и пособия, интерактивные и развивающие игры – мерсибо. Благодаря занятиям даже очень стеснительный и «зажатый» ребенок открывается миру, у него появляется желание общаться и узнавать новое. Главное для любого педагога – работать на результат, любить детей всей душой – в этом залог успеха.
Маргарита Валентиновна Савчугова, психолог:
— В психологию я пришла уже в достаточно зрелом возрасте. Со временем внимание к внутреннему миру человека, желание познать его, ответить на вопрос «кто я?» привело меня на психологический факультет Иркутского государственного университета. Меня очень интересовала детская и семейная психология, отношения между родителями и детьми — эту тему я подробно изучала с самого начала. После окончания учебы занималась частной практикой в Иркутске, потом переехала в Петербург, работала сначала в частных детских садах, затем устроилась в детский сад № 46.
По моим наблюдениям, в наши дни, к сожалению, ребенку очень не хватает внимания родителей, и по этой причине часто возникают психологические проблемы. Родители не стремятся понять душу ребенка, мало с ним общаются и не знают о его мечтах и желаниях. К тому же, нередко в семьях происходят конфликты. В результате ребенок замыкается в себе, чувствует себя одиноким, начинает проявляет агрессию, нападать, манипулировать мамой и папой. Чтобы помочь ребенку, в первую очередь, необходимо с ним подружиться. Из специальных методов я использую песочную терапию, сказкотерапию, арт-терапию, дошкольные развивающие и познавательные игры. Они развивают способность к коммуникации, формируют эмоциональную сферу, помогают глубже понять своеобразный, неповторимый внутренний мир каждого ребенка.
Желаем здоровья и творческих успехов всему коллективу!