В нашей стране нет ни одной семьи, которую бы ни затронула Великая Отечественная… Такова судьба и Ксении Тимофеевны Константиновой, которой пришлось в детстве узнать, что такое война.
— Ксения Тимофеевна, из какой Вы семьи?
— Я родилась в деревне в Псковской области в 1939 году. Мама, Федосья Анисимовна, и папа, Тимофей Ефимович, были крестьянами. В семье росли 8 детей: 5 мальчиков и 3 девочки. До войны жили спокойно, все несчастья начались, когда в деревню пришли фашисты…
— Что Вы помните о войне?
— Отца забрали на фронт сразу же, в 41-м. Немцы, поселившись у нас в деревне, делали, что хотели: пожарища полыхали повсюду… Наша семья оказалась в ветхой избе. До нас то и дело доносились звуки разорванных снарядов. Помню, как мы, дети, забирались на чердак и смотрели через дырку, как от взрывов рвалась земля…
Нашей маме во время войны приходилось много работать, пахать на быках, заботиться о том, чтобы дети не умерли от голода…Мы помогали матери, собирали весной невыкопаную мороженую картошку, пупышки хвоща, из которого мама пекла лепешки, летом рвали дикий щавель.
Фашисты отбирали у местных жителей скот, продукты питания. Как-то раз к нам в избу пришли немцы, забрали яйца, а затем перестреляли всех кур. Мы от страха забрались на печку и замерли там…
Однажды шальная пуля убила одного из моих братьев. Отец приезжал с фронта его хоронить… А в 1944-м погиб и он. До сих пор храню похоронку, которую мы получили на отца…
Помню, как пришли наши. Я издали увидела: по дороге идут солдаты. Когда они приблизились, мы стали здороваться со всеми. Так здоровались до самого вечера, а солдаты всё шли и шли…
— Ксения Тимофеевна, как складывалась Ваша жизнь после войны?
— После окончания деревенской школы в 1954 году я приехала в Ленинград и поступила в техникум легкой промышленности на технологическое отделение. На 2-м курсе перевелась на вечернее отделение и пошла работать на фабрику имени Володарского. Сначала работала швеей на конвейере, затем стала мастером. Моя бригада в соцсоревновании заняла первое место по Союзу, за что нам вручили почетную грамоту от министра лёгкой промышленности. Всего на фабрике я проработала 21 год, имею звание «Ветеран труда». В 1977 году пошла работать в Первый медицинский институт санитаркой в рентгеновское отделение. Такая работа негативно сказывалась на здоровье. Однако там я проработала 9 лет, до выхода на пенсию.
— Расскажите, пожалуйста, о детях и внуках
— У меня две дочери. У них разница в возрасте 17 лет. Старшая, Марина, окончила СЗПИ, работала на «Светлане». У нее есть дочь Ксюша, моя внучка. Она выпускница факультета иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена.
Младшая дочь, Екатерина, сначала закончила медицинское училище, потом- институт кино и телевидения, работала фотографом. У неё уже двое детей: Аня и Надя – они еще совсем маленькие.
— Ксения Тимофеевна, какие у Вас были увлечения?
—Мне всегда нравилось шить, я даже закончила курсы кройки и шитья, принимала заказы на дому. Для меня это была также возможность дополнительного заработка.
— Как складывалась Ваша жизнь после выхода на пенсию?
— В трудное время, в 90-е годы, чтобы хоть немного помочь родным материально, я уехала в свою родную деревню, в Псковскую область, взяв с собой внучку. Там я освоила профессию пчеловода, разводила пчел, а мед продавала. Эти деньги оказались неплохим материальным подспорьем для детей. Позднее у меня появилась корова и лошадь. В деревне не было электричества: приходилось жить с керосиновой лампой, да еще спасал фонарь «Летучая мышь». За продуктами ходила за 7 километров. Жить там, конечно же, было нелегко, но я справлялась. Иногда приезжали помогать дочери и их друзья. Я только два года назад вернулась в Петербург.
— Ксения Тимофеевна, где Вам удалось побывать во время отдыха?
— Очень запомнилось путешествие на теплоходе по Черному морю. Сильное впечатление произвел Воронцовский дворец в Алупке, Ласточкино гнездо… Понравилась и поездка за границу: я побывала в Польше и Словакии.
Вот такие замечательные люди живут рядом с нами. Желаем Ксении Тимофеевне и ее семье здоровья и благополучия!