SONY DSC

С верой в жизнь

Судьба каждого человека,  прожившего долгую жизнь, всегда интересна.  У Нонны Андреевны Родионовой есть, что рассказать, чем поделиться с нами. Вот как она ответила на наши вопросы.

— Нонна Андреевна, расскажите о начале Вашего пути

— Родилась я в 1934 году в Ленинграде. Папа, Андрей  Акимович,  служил в Большом доме, мама, Анна Федоровна, работала на фабрике. Мы жили в коммунальной  квартире на  улице Марата. Кроме меня, в семье была еще младшая сестра Людмила.  Самые яркие воспоминания  детства, увы, связаны с войной. Отца забрали  на  фронт  сразу же, в 1941-м. Мы с мамой  оставались в блокадном городе все 900 дней. Эвакуироваться отказались, так как  надеялись, что вот-вот фашистов отбросят и город освободят.

— Что Вы помните о жизни в блокадном Ленинграде?

— О жизни во время блокады  до сих пор вспоминаю с дрожью. Помню, мама  ходила  за крошечным кусочком  хлеба, каждый день  гасила  «фугаски» на крышах, а мы с замиранием сердца ждали, вернется  она или нет…  Мама давала нам дурандовые конфетки, мы их сосали, «кормили» ими  кукол…  Она  доставала где-то плитки столярного клея, которые варили и ели.

Мороз стоял  страшный, больше 30 -ти градусов.  Мы с сестренкой забирались под  одеяло  и грелись, прижавшись друг к  другу.  Выручала буржуйка, которую топили  мебелью. А какие бомбежки были! Первое время  спускались  в бомбоубежище, а потом уж перестали, сил не было…

На Василеостровском острове  жила наша бабушка. Однажды мама  каким-то чудом достала где -то маленькую бутылочку молока и хотела ей  отнести… Транспорт не ходил, и она пошла пешком…  Но по дороге замерзла, от  смерти ее спасли случайно проходившие мимо военные, а  молоко она так и не донесла – бабушка  умерла…

Ясно  помню  День Победы…  9 мая все люди вышли на улицу, плакали, смеялись, кричали от радости, звучала музыка…  Многие даже  не верили, что все закончилось, ведь во время войны каждый миг казался  вечностью. Отчаяние  сменялось  надеждой, но все-таки мы дождались… К счастью,   папа наш  вернулся с фронта живым.

— Как складывалась Ваша послевоенная жизнь?

— После войны жили, конечно, тоже  нелегко, было много бытовых трудностей. Несмотря ни на что радость жизни, желание жить, любить, восхищаться красотой этого мира переполняло нас. Как только сняли блокаду, я поступила  в хореографическое училище, которое тогда только вернулось из эвакуации. Учиться там мне очень нравилось:В «Щелкунчике» танцевала  солдатика, а в «Лебедином озере» — снежинку. Помню, что  юные танцоры, в числе которых была и я, выступали перед ранеными в госпиталях. Там я проучилась до 8 класса, а потом по состоянию здоровья  была вынуждена оставить балет.

Однако любовь к  искусству меня не покидала. Учась  в школе на улице  Софьи Перовской, я занималась в театральной студии, играла  в водевилях, там  познакомилась  с  будущим известным актером Михаилом Козаковым, который уже  тогда  подавал большие надежды…  Моей мечтой стал театр, и я решила  поступать в ЛГИТМиК, но, увы, актрисой  не стала.  Мне не хватило совсем чуть-чуть, чтобы набрать необходимый  балл.  В итоге с досады  поступила в институт советской  торговли на товароведческий  факультет.

— Где  Вы работали, окончив  институт?

— Начинала  работать товароведом-брокером в магазине. Работая там, я случайно  познакомилась с известным врачом- нейрофизиологом Натальей Бехтеревой.  Теплые, доверительные отношения  сохранились у нас  навсегда. Она  была  удивительно чутким, понимающим человеком.

Затем 16 лет работала  в Главном управлении торговли Ленгорисполкома товароведом.  Поскольку в стране тогда  был дефицит и большая часть товаров оставалась в пределах Москвы, я  следила за тем, чтобы полки  в ленинградских магазинах не были  пустыми.

Последние годы, перед выходом на пенсию, была   организатором и руководителем  отдела демонстрационного  зала в ДЛТ. Занималась  организацией выставок- продаж к каждому сезону, много работала  с покупателями, открыла консультации врачей для молодых и будущих мам. По своей инициативе устраивала  модельные показы,  причем моделями у меня были школьники: как девочки, так и мальчики. Я учила их видеть и понимать красоту.

— Нонна Андреевна, расскажите, пожалуйста, о детях, внуках?

— Сын Алексей Николаевич  — специалист по кораблестроению, всю жизнь, как и я, увлекается  искусством. У меня трое внуков. Старшая внучка Анна  по  профессии программист, работает в немецкой  компании, а младшая, Мария, экономист, трудится специалистом по кадрам.  Внук  Иван  преподает на  химическом факультете  Санкт-Петербургского  государственного  университета, занимается наукой.

— Нонна Андреевна, как  Вы любите проводить свободное время?

— Очень люблю читать, особенно поэзию,  неравнодушна к стихам  Пушкина, Друниной, Тушновой. Также с удовольствием читаю книги по медицине.  В теплое время года  много  времени  провожу на даче, занимаюсь огородом.  Мне очень интересно открывать для себя новое. Несмотря на  все то, что  пришлось пережить, в моей душе всегда жила вера в жизнь. Именно она и помогла  выстоять. Мне часто невольно  вспоминаются строки из стихотворения Ольги Берггольц:

Вот видишь — проходит пора звездопада,

и, кажется, время навек разлучаться…

…А я лишь теперь понимаю, как надо

любить, и жалеть, и прощать, и прощаться.