4

Русский автомобильный завод И. П. Пузырева

На  Красногвардейском переулке, который находится на территории нашего округа и кода-то назывался Головинским, предприимчивый дворянин Иван Петрович Пузырев открыл первый «Русский автомобильный завод».

История автозавода началась в 1907 году. Именно тогда по инициативе  Ивана Пузырева сначала появился магазин по продаже запчастей для автомобилей. Автомагазин проработал 2 года, и в 1909 году Пузырев решает открыть автомастерскую. Место для нового  предприятия он  выбрал на окраине города, в Новой Деревне, по соседству с цехами воздухоплавательного отдела Русско-Балтийского вагонного завода.

Поначалу масштабы нового предприятия были  невелики: на нем работало только три человека, и занимало оно совсем маленький земельный участок. Однако целью Пузырева  был запуск производства  автомобилей собственной конструкции. Уже в мае 1910 года на 3-й  Международной  автомобильной  выставке  фирма Пузырева дебютировала с 4-цилиндровым 18- сильным мотором. В том же 1910 году завод изготовил  два первых отечественных автомобиля  модели «Пузырев -28-35» с  5-местным кузовом. Эти автомобили  были простыми по устройству, но очень прочными. Пузыревская модель отличалась удобством, на многие изобретения Иван Петрович получил патент. Изобретенный им  двигатель мог развивать мощность до 40 лошадиных сил.  За несколько лет завод превратился  в крупное предприятие.

Здание  автомобильного завода на Головинском переулке, 3,  строилось по проекту архитекторов В. Ф. Розинского и И. И. Катонина при участии инженера  А. А. Пашихина. В главном  здании из кирпича располагались  машинное отделение, контора, литейная, механическая  и сборочная  мастерские, гараж. В деревянных  постройках находились также мастерские, в другом – жилые помещения, каменный погреб. Недалеко, на Головинском, 5, по проекту техника И. Галенковского построили дом для самого Пузырева.

В рекламных целях И. П. Пузырев совершил автопробег  по маршруту Петербург- Париж- Петербург на машине собственной конструкции, продемонстрировав великолепные технические качества и внешнюю привлекательность  своего  автомобиля – в дороге не было ни одной поломки.

На Международной выставке в Петербурге Пузырев показал два автомобиля модели 28/40HP – открытый  семиместный автомобиль с кузовом  торпеда и закрытый семиместный лимузин, а также модель  первого  российского гоночного автомобиля. Однако  заказчиков было не так много.

Всему виной конкуренты из Европы, которые  распространяли слухи о том, что пузыревские машины очень низкого качества и собраны из заграничных частей. Военное  министерство, поддавшись  западному влиянию, не  стало заключать контракт с заводом Пузырева на новые  машины и даже  не заплатило за уже  изготовленные автомобили.

Последним ударом стал сильнейшие пожар, который  произошел в ночь на  8 января 1914 года.  Он охватил малярную мастерскую, сборочную, медницкую и кладовую. В огне погибли восемь автомобилей и пятнадцать готовых комплектов для сборки, причем, среди них оказался и принадлежавший Учебной автомобильной роте дубль-фаэтон «Пузырев», отправленный на завод для ремонта. Ущерб оценили в 52 тысячи рублей. Было ли возгорание случайным или это поджог  – вопрос до сих остается открытым.

Пузырев пытался восстановить  производство, но в  сентябре 1914 года скоропостижно скончался. Наследники не стали продолжать начатое дело и   ограничились  выпуском двигателей и ремонтом машин. Во время  Первой  мировой войны фирма получила только один  заказ  на изготовление небольших моторов для  прожекторных установок и лодок. После революции завод полностью прекратил работу.

Сейчас о «Русском автомобильном  заводе И. П. Пузырева  практически ничего не напоминает. К сожалению, до наших дней  не сохранилось ни одного автомобиля, на нем собранного.

4

2 (1)

Пузырев. Фото