rN8YL5JOsFE

Стереть из памяти невозможно…

Накануне великого праздника – 80 -летия со Дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады – мы взяли интервью у жительницы нашего округа Зои Викторовны Авербург, на долю которой выпало в детстве пережить страшное блокадное время…

Зоя Викторовна родилась в Ленинграде в 1933 году в семье Тамары Гордеевны и Виктора Данииловича. Мать работала бухгалтером, отец- диспетчером на заводе им. Козицкого. В первые же дни войны отец ушел добровольцем на фронт и вскоре погиб. В семье до сих пор хранится его письмо с фронта – бесценная семейная реликвия… Девочка осталась с мамой и бабушкой. Иногда приходила еще младшая мамина сестра, которая служила на фронте. Жить было невероятно трудно. Мама работала, ездила рыть окопы, приходила очень поздно. С приближением зимы становилось невыносимо. Голод, холод, бомбежки… Зоя Викторовна вспоминает, что ей приходилось есть листья цветов, стоявших на окне, чтобы не чувствовать голода хотя бы какое-то время.

Чтобы выжить, ломали мебель, стулья, тушили эти опилки и ели, варили ремни, баланду из столярного клея. «Первое время мама ходила к месту, где находились сгоревшие Бадаевские склады, собирала землю, перемешанную с творогом и маслом, приносила домой, и мы ее ели …», – говорит Зоя Викторовна.

Только это и спасало, кое-как теплилась жизнь… Но бабушка не смогла выдержать суровых испытаний и умерла. «Похоронили ее не сразу….Хоронили в лютый мороз, мама, мамина сестра и я, одетые в черное, везли на телеге на кладбище… А проходившие мимо люди крестились…», – вспоминает Зоя Викторовна.

Постепенно состояние маленькой Зои и ее мамы ухудшалось, Зоя уже не могла ходить… В конце 1943-го им чудом удалось эвакуироваться на барже через Ладогу… Баржи шли под обстрелом, из трех уцелела только одна, где была Зоя и ее мама, две другие – ушли на дно. Выжили – по чистой случайности. Они оказались в Алтайском крае,их поселили в интернате, мама устроилась работать бухгалтером. Здесь Зоя с мамой смогли немного оправиться от пережитого в Ленинграде.

В родной город на Неве вернулись только в 1947-м, когда им прислала вызов вернувшаяся с фронта мамина сестра. А потом понемногу стала налаживаться мирная жизнь…

Зоя Викторовна после школы поступила в институт имени П. Ф. Лесгафта, стала учителем физкультуры и по распределению уехала на Дальний Восток. Всю свою жизнь она посвятила спорту. Нередко ей приходилось быть в составе жюри на соревнованиях по различным видам спорта в разных городах Советского Союза. Последние годы перед выходом на пенсию Зоя Викторовна работала тренером и инструктором по физической подготовке на заводе «Красная заря». Чтобы не случалось на ее долгом пути, всегда стремилась быть оптимисткой, делиться своей добротой и энергией с другими. Не сдается Зоя Викторовна и сейчас, ведь она знает истинную цену жизни.