Родом из блокадного детства
Воспоминания жителей блокадного Ленинграда — удивительные свидетельства военного времени, которые невозможно читать равнодушно. Яркое тому подтверждение — рассказ Ольги Алексеевны Улитиной.
Ольга Алексеевна родилась в 1939 году в Ленинграде в интеллигентной семье. Отец был преподавателем филологии, а мать — музыкантом. Ольге было всего два года, когда началась Великая Отечественная, когда Ленинград накрыла блокада… Как ей рассказывала потом мама, маленькая Оля плакала от голода, а первое, что она произнесла, было слово «бомба». Во время блокады отец трудился на оборонных работах, потом — в Академии наук. Самой страшной голодной зимой 1942 года его не стало. Мать работала в госпитале санитаркой, потом переводчиком, участвовала в допросах пленных немцев.
В апреле 1942 года маленькую Олю эвакуировали по Дороге жизни. «О том, как именно ехали через Ладогу, воспоминаний у меня не сохранилось. Но я тогда чувствовала напряженную атмосферу, которую нельзя передать словами…», — вспоминает Ольга Алексеевна. Сначала оказалась в Тверской области,а затем в Белозерске, куда был эвакуирован ее дед, Дмитрий Константинович Дмитриев, ленинградский врач. До эвакуации он работал в поликлинике № 27 Октябрьского района и в Институте точной механики и оптики (ИТМО).
По воспоминаниям Дмитрия Константиновича, в самом начале войны многих жителей города отправляли на земляные работы. В Ленинграде часто объявляли воздушную тревогу, фашисты вели постоянные обстрелы. Хлебный паек с каждым днем уменьшался.
В октябре 1941 года служащему выдавали по карточкам:
ржаного хлеба – 200 гр.
масло на 10 дней – 50 гр.
мясо на 10 дней – 250 гр.
сахар на 10 дней – 200 гр.
рыба на 10 дней – 100 гр.
макароны или крупа – 350 гр.
Зимой 1942 года истощенные от голода и холода люди умирали прямо на улицах. На прием к Дмитрию Константиновичу приходили в основном больные дистрофией и цингой. Осенью 1942 года Дмитрий Константинович эвакуировался вместе с женой в Белозерск. Эти сведения были опубликованы в дневнике Д. К. Дмитриева «Дни нашей жизни», который Ольга Алексеевна издала много лет спустя.
В Ленинград ей довелось вернуться только в 1949 году, когда умер дедушка. В родном городе Ольгу ждала учеба, а война осталась позади. После школы сомнений в выборе профессии не было: она поступила в музыкальное училище, затем закончила институт культуры, став дирижером хора. Много лет посвятила педагогической деятельности, преподавала в Санкт-Петербургском музыкальном лицее №12, не одно десятилетие является художественным руководителем и дирижером хора «Cantarella».
Этот хор возник из выпускников дирижерско-хорового отделения Санкт-Петербургского музыкального лицея №12. Он неоднократно выступал в лучших концертных залах Санкт-Петербурга и других городов России и Прибалтики, в странах Европы, занимал ведущие места в конкурсах и фестивалях. В репертуаре хора есть произведения крупной формы: мессы, кантаты, сочинения духовной классической музыки российских и зарубежных композиторов, а также хоровые произведения современных авторов. За заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу Ольге Алексеевне присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Всю свою профессиональную жизнь она посвятила служению искусству. Так уж сложилось, что ее главная миссия — нести людям добро и красоту, прививая музыкальную культуру.