В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения. Фактический адрес — это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать.
Вместе с тем, имеются случаи, когда юридические лица, изменяют адрес фактического места нахождения с целью уклонения от обязанности, например по выплате долгов по заработной плате или иной задолженности, а также избежания ответственности.
При этом юридические лица не исполняют обязанность, предусмотренную пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», о сообщении в течение трех рабочих дней с момента изменения места нахождения сведений об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Неисполнение юридическим лицом обязанности по уведомлению регистрирующего органа об изменении места нахождения влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает (далее – КоАП РФ) (ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, в виде штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).
Следует также указать, что не уведомление регистрирующего органа об изменении места нахождения юридического лица может рассматриваться как
основания для обращения в суд о ликвидации юридического лица в порядке статьи 61 ГК РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснил, что при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и тому подобное), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.
При установлении факта отсутствия юридического лица по месту нахождения соответствующая информация направляется органами прокуратуры в налоговые органы для принятия мер по привлечению к административной ответственности по пункту 4 статьи 14.25 КоАП РФ.