В роли Павла Верещагина (2)

Павел Луспекаев. Жизнь и судьба

На  территории  нашего  округа жило много знаменитых людей. В  числе их – актер Павел Луспекаев, который имел квартиру в доме на Торжковской  улице, 32. В 2020 году исполнилось  50 лет со дня  его смерти.

Актер от Бога…  Громкий, сильный,  неистовый… Он прожил короткую, но необычайно яркую жизнь.

Луспекаев фото

Павел Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в  селе Большие Салы Ростовской области. Его мать, Серафима Авраамовна Ковалева, была   донской  казачкой, а отец, Багдасар Гукасович Луспекян,  родом из нахиджеванских армян.  От матери Павел Луспекаев   унаследовал выразительную внешность и мощный темперамент. С детства он был очень сильным, рос хулиганом и драчуном.

Луспекаев в детстве

На долю актера выпало много испытаний.  Ему   было всего шестнадцать лет, когда в 1943 году он ушел добровольцем на фронт, где служил разведчиком в партизанском  отряде. Несколько раз был ранен, а  во время одной из партизанских вылазок Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, в результате чего он  сильно обморозил ноги. Это привело к серьезным проблемам с кровообращением: уже в 26 лет у Луспекаева развился атеросклероз сосудов ног.

В 1944 году Павла Луспекаева демобилизовали, и  он уехал жить в Ворошиловград.  С ранних лет юноша грезил о сцене и здесь решил осуществить свою мечту:  поступил  на службу в местный театр. В труппе Ворошиловградского областного русского драмтеатра бывший участник партизанского отряда  показал себя очень способным актером.  Его талант был замечен, и уже вскоре Павел играл Алешу в спектакле «На дне» и Людвига в постановке «Под каштанами Праги».

Однако молодой человек  мечтал стать  профессиональным артистом  и  после окончания  войны, в 1946 году,  поступил в Щепкинское училище, где его считали одним из самых  талантливых студентов.

После  окончания  училища Луспекаев уехал  в Тбилиси, где в течение  семи лет играл на подмостках Тбилисского государственного русского драмтеатра имени А. С. Грибоедова. Там артист создал яркий образ Мартына Кандыбы в «Калиновой роще», сыграл  Вожеватова в «Бесприданнице», Борейко в «Порт-Артуре» .

В 1957 году Павла пригласили на службу в киевский Театр русской драмы имени Леси Украинки. Именно там через два  года во время спектакля его увидел Кирилл Лавров и был  поражен талантом актера.  По совету Лаврова Георгий Товстоногов  пригласил его в БДТ. На сцене этого театра актер сыграл свои лучшие  роли, которые  запомнились зрителям навсегда.

Первой  стала   роль  Егора Черкуна, которую он сыграл в «Варварах» в 1959 году, а далее последовала  работа в «Эзопе», где Павел создал образ Агностоса, затем были «Пять вечеров»  и «Иркутская история». Павел Борисович чувствовал себя невероятно востребованным, а  ленинградские  театральные критики очень высоко оценивали  его игру. После визита в Ленинград  знаменитый британский актёр театра и кино Лоренс Оливье сказал о Луспекаеве: «В России, в БДТ, есть один актёр — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно».

Луспекаев в роли Егора Черкуна

В 1954 году актера впервые пригласили сниматься в кино. Одним из первых известных фильмов  с его участием  стала  лента «Балтийское небо», снятая  в 1961 году. Здесь он сыграл   Антона Кузнецова – бывшего хулигана, который  на фронте получил  боевую закалку и геройски погиб. Впоследствии во всех фильмах Луспекаеву доверяли роли сильных личностей, обладающих недюжинной натурой.

Однако проблемы со здоровьем мешали ему заниматься искусством, и в 1965 году Луспекаев официально вышел на пенсию по инвалидности и покинул труппу БДТ. «Театр любит сильных и здоровых людей, а на меня рассчитывать нельзя», — написал он Товстоногову. Решение уйти из театра стало для актера очень мучительным, слабым утешением для него явилось получение почетного звания «Заслуженный артист РСФСР».

В 1966 году режиссер Геннадий Полока пригласил актера на  роль Константина Александровича Меденникова  в фильме «Республике ШКИД». Эта одна из главных ролей фильма, герой Луспекаева по сценарию должен был стать участником многих историй. Среди них – тайная влюбленность в преподавателя Эллу Андреевну Люмберг, нежная привязанность к воспитаннику Саввушке. Однако болезнь ног, которая с каждым годом усиливалась,  не позволила Павлу Борисовичу завершить работу над ролью. Его положение было катастрофическим,  и доктора настаивали на ампутации обеих конечностей. Актер медлил с решением, так как ему было невыносимо тяжело навсегда расстаться с профессией. Врачи решились на компромисс – удалили пальцы ног. После операции актера стали мучить сильнейшие фантомные боли, которые мешали ему работать.

Самой яркой работой Павла Луспекаева в кино, принесшей ему всесоюзную славу,  стал образ таможенника Павла Верещагина в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Сначала актер отказывался от работы, но потом все-таки согласился на роль при одном условии – если у него не будет дублеров. В сапоги Павла были вделаны металлические упоры, чтобы он мог ходить без палки. Коллеги артиста восхищались его силой воли, его стойким характером. Первоначально роль Верещагина была незначительной, но Луспекаев умел так импровизировать, что количество сцен с его участием было значительно увеличено.

По сценарию Верещагина звали Александром, однако актер настолько вжился в образ, что вся съемочная группа стала называть таможенника Пашей. Многие фразы Верещагина сразу после выхода фильма стали  «крылатыми». После премьеры  актер вмиг  стал  необычайно популярным, его узнавали  на  улицах, о нем писали газеты и журналы. В мартовском  номере «Советского экрана» за 1970 год можно прочитать: «Верещагина играет  актёр редкой и сильной индивидуальности… Луспекаев сумел показать трогательное простосердечие героя, его наивность и незащищённость». Именно за роль Павла Верещагина  в 1997 году Луспекаеву посмертно  было присвоено звание  лауреата  Государственной премии России.

После триумфа многие режиссеры хотели видеть артиста в своих фильмах. Одно из этих приглашений он принял. Роль в фильме «Такая длинная, длинная дорога…» стала для него последней. Здесь он создал образ Ивана Артамонова, отца, разыскивающего могилу погибшего на войне сына. Фильм вышел на экраны уже после смерти актера, в 1972 году.

Павел Луспекаев успел поработать и над созданием образа губернатора Вилли Старка в картине «Вся королевская рать». Но во время съемок он умер  от  разрыва сердечной аорты. Это случилось 17 апреля 1970 года. Павлу Борисовичу было тогда  42 года, до своего дня рождения он не дожил всего лишь три дня. Павла  Луспекаева  похоронили на Северном кладбище Ленинграда. На его могиле таможенники северной столицы воздвигли памятник со словами «С поклоном от таможенников Северо-Запада».

За помощь в  подборе  материала  выражаем особую благодарность сотруднику библиотеки № 2 им. Д.А. Фурманова Екатерине  Кочневой и  руководителю  краеведческого клуба «Приморский ветер»  Виктору Федорову.