549b54f1

Испытание  войной

В марте  свой юбилей отметила  Клавдия  Емельяновна  Егорова: ей исполнилось 95 лет. За плечами у нее долгая и трудная жизнь.

– Клавдия Емельяновна, где Вы родились и выросли?

–Родом я из Днепропетровской области, из Софийского района, села Братского.  Мои родители  были простыми людьми: отец, Емельян Мартынович Дзюба, — конюх, а мама, Наталья Несторовна, была крестьянкой, занималась всем понемногу: работала в поле, поваром в детском  саду… В семье воспитывалось пятеро детей: один  сын и четыре  дочери.  До войны жили спокойно, я ходила  в деревенскую школу, а с началом оккупации пришли все наши беды.

– Что помните  о жизни  во время  Великой Отечественной войны?

– Помню, когда  фашисты  заняли   наши края, мы прятались от них  в погребе, там и жили… Немцы бомбили  село, водокачке больше всего доставалось, а дом родительский чудом уцелел. Фашисты  заставляли жителей работать на себя, а потом  начали угонять людей в Германию.  Чтобы  избежать  этого, мой отец прятался в стоге соломы и жил там…  А меня и мою сестру  угнали в Германию, только в разное время.  Меня вместе с другими ребятами  отправили  летом  1942-го. Я оказалась там  в сельской  местности: приходилось  доить восемь  коров в сутки, работать в поле, стирать, убирать. С питанием было плохо: хлеба мы не  видели, только картошка  да творог.

– Расскажите о том, как вас  освобождали?

– Нас освобождали американцы в мае 1945-го. Помню,  как они передавали нас советским войскам  на мосту  через Эльбу и  уговаривали  ехать в Америку.  Некоторые  поддались на уговоры, но я  не представляла себе  жизни без Родины, хотела  только  домой, на родную землю…  До своего села  я добралась лишь в сентябре 45-го.  К счастью, дом наш  уцелел, родители  были  живы.  Сестра  моя  тоже  вернулась  из Германии, но очень больная.  В 1946 году мы  вместе с другими жителями окрестных мест искали  безымянные захоронения погибших во время Великой Отечественной, а потом перезахоранивали останки в братской  могиле с  поименным перечнем. Могила сохранилась до наших дней… Для нас было очень важно сберечь эту память…

Постепенно жизнь вошла в нормальное русло, несколько лет после войны  я  трудилась в колхозе.

– Клавдия Емельяновна, как Вы оказались  в  Ленинграде? Как складывалась трудовая  жизнь?

– В Ленинград я приехала  в 1948 год вместе  с мужем. Начинала работать  замывщицей на  заводе  имени  Ломоносова, затем  —  у станка.  Позднее семь лет отдала  работе  на «Светлане» — была там  заготовщицей. Дольше всего  отработала  в ОКБ  имени  Соколова на разных должностях: в цехе занималась изготовлением печатных плат, потом была испытателем  в лаборатории технического  оборудования. 28 лет    посвятила работе в этом учреждении. Общий стаж – более  сорока лет, имею  звание «Ветеран труда»,  печатные грамоты и благодарности.

– О детях и внуках расскажете немного?

– Дочь Людмила по профессии радиотехник, сейчас работает массажисткой  в детском саду. Внучка  Елена  —  логопед-дефектолог, выпускница РГПУ имени А. И. Герцена, работает в больнице  с  короновирусными пациентами. Правнук Станислав учится в колледже  на автослесаря.

–Чем занимались  в свободное время? Как отдыхали?

– В дальние края путешествовать я не ездила.  Отдыхала  только  поблизости на природе, побывала  в  санаториях Зеленогорска и  Сестрорецка. На увлечения  времени оставалось очень мало: все время посвящала работе. Однако  немного занималась  шитьем  и вышиванием –  шила, конечно, только  для родных и близких.

Вот так  сложилась жизнь  Клавдии Емельяновны  Егоровой. Пожелаем ей  здоровья и долголетия!

549b54f1