В нашем округе живут люди, которые в молодости стали свидетелями и участниками ликвидации Кыштымской аварии — первой в СССР радиационной чрезвычайной ситуации техногенного характера. Среди них – Ирина Александровна Прам. Она поделилась с нами историей своей жизни.
-Ирина Александровна, что хотите рассказать о своем детстве? Какие воспоминания сохранились о военных годах?
-Я родилась в 1926 году в Ленинграде — петербурженка в 3-м поколении. Наша семье жила в центре города, на Моховой. Отец по профессии инженер, мать – домохозяйка. О довоенной жизни помню немного: училась в школе на Соляном переулке, в нашем классе были ребята разных национальностей, но никто не с кем не ссорился, все дружили.
Мне было 15 лет, когда началась война. Очень хорошо помню этот солнечный воскресный день! Незадолго до этого у нас в школе уже шли учебные тренировки. Мы уже чувствовали , что скоро будет война… Оставаться в городе мы не могли, и в августе 1941 уехали в Киров, куда отца назначили в командировку. Как сейчас помню, уезжали с Московского вокзала в теплушках, на вокзале было очень много народу, тревожная обстановка…
В Кирове прожили до марта 1944 года. Там я пошла в школу. Сначала с питанием было неплохо, но потом ввели карточки, стали приезжать изможденные ленинградцы, москвичи…На рынке и в магазинах не было никаких продуктов. К счастью, отец пристроил меня на работу в госпиталь, и я стала получать рабочую карточку. В госпитале занималась тем, что стирала и гладила бинты.
-Какой была жизнь по возвращении в Ленинград? Как складывалась профессиональная деятельность?
-После возвращения в Ленинград я устроилась сначала на вагоно-ремонтный завод, потом работала в радиокомитете, учетчицей в Гоззнаке. Закончив строительный техникум, поступила на работу в «Ленгипрострой», которому отдала большую часть своей жизни. На пенсию вышла, когда была уже старшим инженером. Имею звание «Ветеран труда»
—Ирина Александровна, расскажите, пожалуйста, о своем участии в ликвидации последствий Кыштымской аварии
-Мне приходилось ездить в командировки по всей стране, в том числе и в Челябинск. В 1957 году я и мои коллеги стали участниками ликвидации последствий Кыштымской аварии. Кыштымскую аварию считают первой в СССР радиационной чрезвычайной ситуацией техногенного характера. Взрыв и образование радиоактивного следа произошло 29 сентября 1957 года на химкомбинате «Маяк», расположенном в закрытом городе Челябинск-40, который ныне носит название Озёрск. Из-за взрыва в хранилище отходов деревни, леса, сельхозугодия на площади более 20 тысяч квадратных километров оказались заражены радиацией, сотни тысяч человек в значительных дозах облучены. Многие годы авария была засекречена.
Помню, как все произошло… 29 сентября издали увидели взрыв, ярко-синее зарево… Началась тревога… Мы тогда были молодые, любопытные и всей опасности не понимали, а нам ничего толком не говорили, держали все в тайне. Наша команда продолжала заниматься проектной работой, профосмотр проходили уже в Ленинграде, но о его результатах нам не докладывали.
-Чем любили заниматься в свободное время? Можете поделиться самыми яркими впечатлениями?
-С юности очень любила читать. Нравились произведения Горького, Куприна, Шишкова. Кроме этого, я выписывала журналы «Новый мир», «Юность». В свободное время ходила с друзьями в филармонию, на концерты, в театр. Каждый такой выход был как праздник, к которому мы тщательно готовились. В жизни было немало светлых моментов, так что есть, что вспомнить…