22 ноября 1941 года через Ладожское озеро между деревнями Коккорево и Кобона была проложена Дорога жизни, связавшая осажденный фашистами Ленинград с Большой землей. Она начала действовать в те дни, когда нормы продовольствия в городе снизились до критических 250 граммов хлеба в сутки для рабочих и 125 граммов — для всех остальных. Люди умирали от голода тысячами. Но даже для сохранения этих норм требовалось ежедневно не менее тысячи тонн продовольствия.
Проложенная по льду, Дорога жизни была единственной надеждой и спасением для миллионов ленинградцев. Она действовала с сентября 1941 года по март 1943 года. Создание полноценного движения на льду Ладожского озера — крупнейшего пресноводного водоема Европы и второго по величине в России — это была рискованная, но блестящая идея. Грандиозный проект советского командования до сих пор не имеет мировых аналогов.
Работа на переправе, созданной буквально с нуля, требовала исключительного профессионализма и мужества. По тонкому ладожскому льду возчики санных обозов, водители грузовиков каждый день перевозили тонны грузов, в том числе продукты и боеприпасы. Первая колонна грузовиков доставила в город 33 тонны хлеба. Проваливаясь в полыньи, попадая под постоянные авианалеты и обстрелы, многие из них не возвращались из рейсов. Однако, несмотря на постоянные бомбардировки, тяжелейшие погодные условия, водители старались совершить минимум по два рейса в сутки.
Ледовая дорога через Ладогу имела колоссальное значение для блокадного города. По ней вывозили раненых, стариков, женщин и детей, снабжали продовольствием и боеприпасами жителей и защитников Ленинграда. За две самые страшные блокадные зимы по ледовой дороге было перевезено более миллиона тонн грузов и почти полтора миллиона человек. Трасса помогла отстоять город и спасти тысячи жизней ленинградцев.
В нашей памяти, в наших сердцах всегда будут жить люди, которые, не щадя своей жизни, прокладывали ладожскую ледовую дорогу, обслуживали и защищали ее.
Вечная память и слава героям!