Граждане, осуществляя право проживания, пользования жилым помещением, а также получая коммунальные услуги несут в свою очередь обязанность по полной оплате жилого помещения и потребленных коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Жилищным законодательством определено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Законом Санкт-Петербурга от 21.05.2009 № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» установлено, что денежная выплата предоставляется гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашения по ее погашению.
Исходя из толкования норм закона следует, что заключение соглашения о рассрочке оплаты коммунальных услуг является правом исполнителя, а не его обязанностью.
Таким образом, граждане при обращении в свою управляющую компанию для рассмотрения вопроса о заключении с ним соглашения о рассрочке по оплате задолженности за жилищно-коммунальные услуги должны учитывать отсутствие законодательно прописанной обязанности у управляющей компании по заключению указанного соглашения.
Однако, как показывает практика, управляющие компании зачастую заключают соглашения о погашении задолженности в рамках досудебной работы с должниками.