В названии нашего округа, железнодорожной станции Ланская, Ланской улицы и Ланского шоссе сохраняется память об усадьбе Ланских, которая некогда находилась в этих местах. Имение «мыза Ланская» простиралось к югу от Ланской дороги (Ланского шоссе) и охватывало территорию от современного Большого Сампсониевского проспекта до набережной Чёрной речки. Одним из владельцев этих мест был граф Сергей Степанович Ланской. Именно о нем мы и хотим рассказать.
Сергей Степанович Ланской (1788-1862)— сын гофмаршала Степана Сергеевича Ланского и Марии Васильевны Шатиловой. Петр Петрович Ланской, женившийся в 1844 году на вдове А. С. Пушкина Наталье Николаевне, приходился ему двоюродным братом.
В молодости Сергей Степанович входил в тайную масонскую организацию и даже являлся членом «Союза благоденствия», но отошел от декабристов еще до 1825 года, поэтому не пострадал после подавления восстания. В дальнейшем он сделал хорошую карьеру, его назначали губернатором во Владимире и Костроме, с 1850 года был членом Государственного совета.В 1855 году Ланской стал министром внутренних дел.
Сергей Степанович отличался прогрессивными идеями. Он один из первых заговорил о том, что при освобождении крестьяне должны быть наделены землей (т. е. пашнею, покосами, выгонами) и настаивал на одновременном осуществлении предполагаемого преобразования по всей России, а не на постепенном в отдельных губерниях.
Главный комитет по крестьянскому делу одобрил предположения Ланского, предрешавшие ряд вопросов о размере надела, о выкупе его, о праве перехода крестьян на другие земли и в другие сословия. Ланскому удалось провести до конца свои предположения, выразившиеся в Манифесте 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян. Однако участвовать в реализации этой реформы С. С. Ланскому так и не довелось.
По словам одного из ближайших сотрудников Ланского по крестьянскому делу, сенатора Я. А. Соловьева, Ланской «был чужд сословных предрассудков и хотя не имел обширного ума и той энергии воли, которая делала бы его способным стать во главе движения против старого порядка, но обладал светлым взглядом на дело, быстро схватывал главное в деле и скоро соглашался с высказываемым, если только это не противоречило его направлению и убеждениям».
Писатель Н.С. Лесков писал о Ланском: «Он уважал в людях честность и справедливость и сам был добр, а также любил Россию и русского человека, но понимал его барственно, как аристократ».
Сергей Степанович Ланской прожил по тем временам долгую жизнь и окончил свои дни за границей в 1862 году, где проходил лечение.
Усадебный дом с участком 59 десятин перешел во владение сначала к его дочери, фрейлине императорского двора Варваре Сергеевне, а затем к старшему сыну Степану Сергеевичу.